ИСТОРИЯ РОССИИ – В ЛЕКЦИЯХ БОРИСА КИПНИСА

Вот уже более полугода по понедельникам на Литейном, 20, в читальном зале библиотеки Дома офицеров проходят удивительные встречи – лекции военно-исторического клуба. Проводит их интереснейший человек, прекрасный собеседник и лектор Борис Кипнис.

Из досье Дома офицеров ЗВО:    

Борис Григорьевич Кипнис. 65 лет. Военный историк, преподаватель, участник военно-исторического движения «Российское военно-историческое общество», общественный деятель и лектор Санкт-Петербурга. С середины 2000-х годов постоянно читает публичные лекции в различных учреждениях — арт-кафе «Подвалъ бродячей собаки», библиотеке имени Маяковского, различных арт-пространствах. Помимо этого Борис Григорьевич является постоянным консультантом реконструкций военно-исторических событий Отечественной истории, гостем теле- и радиопередачи и участником актуальных исторических дискуссий.

Поподробнее о лекциях мы узнали у помощника Кипниса – Артема Белых:

— В Доме офицеров Западного военного округа мы проводим курс лекции по истории России. Он был задуман еще более пяти лет назад. Первое подобное мероприятие мы провели в сентябре 2014 года. Лекция была посвящена предыстории славянских народностей. Курс задуман как некое фундаментальное исследование всей истории России. Мы по нитке времени движемся мимо крещения Руси, татаро-монгольского ига, Смутного времени, истории  первых Романовых, в 18-й, 19-й и 20-й века. Изначально мы рассчитывали провести курс за пару лет. Ну, может быть, за два с половиной, но  Борис Григорьевич, как истинный ученый, исследователь, видя интерес публики, решил углубиться и реализовать свою давнюю мечту, осуществить которую не дает его университет — это прочитать подробный курс, когда лектор может уделить внимание каждой конкретной теме столько, сколько он пожелает. У вас, в Доме офицеров, мы нашли одну из самых лучших площадок, наверное, самую уютную. Читаем здесь лекции уже полгода, с октября 2018-го.

— Лекции проводит только Борис Кипнис?

— Да. Наш исторический клуб основан на деятельности Бориса Григорьевича, это один из самых талантливых историков города. Он артистичный, вдумчивый. Благодаря его манере, лекция превращается в такой некий увлекательный роман, аудиокнигу, или моноспектакль. За много лет у Кипниса сложилась своя аудитория, которая постоянно растет и обновляется. Поэтому его проекты не увядают, всегда есть слушатели, которым интересна история. Сейчас мы изучаем эпоху конца 19-го века, период царствования Александра III…

— Артем, а с какой темы начались лекции на Литейном проспекте, в Доме офицеров Западного военного округа?

— С русско-турецкой войны 1876-1878 и даже немножко раньше, с дипломатической борьбы,  предшествующей этой войне. Казалось бы, за полгода мы провели здесь уже порядка 20 лекций, встречаемся раз в неделю по понедельникам, исключительно в 20.00, но изучили всего лишь 15 лет истории России. То есть, дошли до 1890 года. К примеру, темой сегодняшней лекции станет «Живопись эпохи Александра III». Поскольку культурное развитие в России в то время достигло небывалого расцвета, то наш лектор решил уделить ему особенное внимание. Половина прошлой лекции посвятили литературе прошлого времени. Следующая  лекция будет о музыке… Там действительно есть, о чем рассказать, поскольку материал очень богат, это был настоящий золотой век…

— Насколько я знаю, Борис Григорьевич, помимо лекций, консультирует различные исторические  реконструкции?

— Совершенно верно! Он ведет довольно активную деятельность в нашем городе, его часто приглашают на телевидение и радио экспертом по историческим вопросам или в качестве  комментатора исторических реконструкций. Два-три года назад у него был собственный проект – цикл лекций о  писателях, живших в Петербурге. Он проходил в библиотеке  имени Маяковского. Сейчас продолжается цикл лекций по истории Первой мировой войны в СпбГУ. Это общедоступный курс, рассчитанный не только для студентов, он абсолютно для всех жителей города на Неве. Более того, на лекциях по истории России и истории искусств, мы делаем аудио и видеозаписи, оцифровываем их, монтируем и выкладываем в интернет.

— То есть, все лекции можно посмотреть во Всемирной сети?

—  (Артем улыбается) Скромных сил нашей команды пока хватило на монтаж только тридцати первых лекций. После чего дело замедлилось, сейчас мы продолжаем искать ресурсы для монтажа новых лекций. Тем не менее, надо признать, что  разрыв между прочитанными и смонтированными лекциями постоянно растет. Однако, по крайней мере, они не пропадают, что очень важно. Рано или поздно  мы доберемся до их монтажа, поскольку интерес среди горожан и гостей Северной столицы очень высок. Спрос есть, ведь многие живут не в Петербурге, кто-то не может приходить по вечерам из-за работы или семейных дел, а желание послушать талантливого лектора есть…

— Как найти лекции Кипниса?

—  У нас есть собственный канал на Ютюбе, он называется «Исторический клуб плюс фильмы с Б.Г. Кипнисом». Там на данный момент порядка 15 открытых полных лекций, оставшиеся тридцать мы сейчас готовим к публикации.

***

Поговорили мы и с самим Борисом Кипнисом. Речь зашла об истории, режиссуре и отечественном кинематографе.

— Борис Григорьевич, давно вы придумали цикл лекций об истории России?

— Довольно таки давно, это было в 2012 году, когда меня позвала молодежная аудитория. Мест мы поменяли очень много и сейчас я очень доволен, что мы читаем лекции в Доме офицеров ЗВО. Мне здесь очень нравится. У вас работают прекрасные люди. Особую благодарность хочу выразить заведующей библиотеки Марине Василевской и библиотекарю читального зала Анне Тетерич. Это исключительные люди. У вас очень комфортно, тут проходят замечательные книжные выставки и выставки живописи. Я видел за свою жизнь немало библиотек и ваша всегда пробуждает самые теплые воспоминания о посещении.

—  Спасибо за комплименты. Давайте поговорим о вас. Откуда вообще появилось такое глубокое увлечение историей?

— С детства. Это приходит не в каком-то классе, это приходит по благорасположению. Все началось в семилетнем возрасте после прочтения книги замечательного писателя Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Блада». С этих пор я и стал интересоваться историей, затем были Александр Дюма «Три мушкетера», Вальтер Скотт и так далее.

— Вы читали лекции о Смутном времени. Не так давно по каналу «Россия» закончился сериал «Годунов». После просмотра, мнения зрителей разделились. Кто-то считает, что сериал прекрасен, другие, что не соблюдена историческая правда, а многих героев тех лет вообще в сериале нет. Что вы думаете по этому поводу?

— Я не смотрю сериалы, и этот тоже не видел. Современное телевидение меня не привлекает. Если касаться эпохи Смутного времени, то я порекомендую посмотреть «Раскол». Он мне понравился, и историческая правда там соблюдена, что, к сожалению, в нашем кинематографе сейчас встречается очень редко.

— Как вам вообще современное кино? Какие фильмы нравятся?

— «Поп» Владимира Хотиненко, люблю творчество Лунгина – «Остров» и «Царь», из постсоветского кинематографа порекомендую для просмотра «Возвращение», «Коктебель» и «Эйфорию».

— Вот уже многие годы ведется дискуссия о том, нужна ли цензура в кинематографе, ведь режиссеры иной раз не очень следят за соблюдением исторической правды ради красивой картинки. Вот и выходят на экраны страны откровенные ляпы.

— Введение цензуры по отношению к произведениям искусства — дело неблагодарное. Была цензура  при Сталине, Хрущеве, при Брежневе… Ну что, это  помогло искусству? Не помогло. Ни искусству, ни, в частности, историческому кинематографу. Взять, допустим, фильм «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна. Если с этой точки зрения рассматривать, то его вообще нельзя было выпускать, но это великое художественное произведение, мы на нем выросли. Можно сказать: «Нет, в истории это было не так!», но это же не делает произведение хуже. (со смехом) Князь Александр Невский вообще другие слова произносил, их из поликорректности невозможно публиковать было в сталинское время.

— Это вы про фразу «Кто к нам с мечом придет —  от меча и погибнет»?

— Да. Это же на самом деле фраза из Евангелия – «Поднявший меч от меча и погибнет», так говорил  Спаситель. Однако, когда удобно, пропустят все что угодно. Цензура не даст ничего, только, наверное, еще больше испортит. Возьмем  еще один пример – фильм «Кочубей» Юрия Озерова. Там же показан не подлинный Иван Кочубей, участвовавший в революции и Гражданской войне. Что Озеров плохой режиссер? Нет! Наверное, проблема все-таки не в этом. Дело тут не в исторической правде. Считаю, что любой фильм могут угробить посредственные режиссеры.

Татьяна КРОТОВА